Термин «демпинг» появился в 30-х годах XX века. Изначально он применялся к неликвидным товарам, которые продавали по бросовой цене. В дальнейшем стал означать целенаправленное снижение стоимости для завоевания рынка и вытеснения конкурентов. Демпинг во многих странах считается недобросовестным способом конкурентной борьбы.

Не стоит путать понятия демпинг и снижение цены. Последнее может происходить за счет акций или удешевления стоимости товара из-за применения новых технологий или уменьшения издержек на его производство.

Почему интернет-магазины демпингуют

По статистике до 50% интернет-ритейлеров нарушают ценовую политику производителя, снижая цены от 1 до 20 процентов. Многие продавцы в погоне за покупателем приносят в жертву собственную маржинальность, тем самым нанося урон интересам производителей и дистрибьюторов.

Затем все происходит по «принципу домино»: один обвалил цены, чтобы увеличить продажи, на него ориентируются другие и так падение цены по цепочке доходит к крупным интернет-магазинам. Производитель сталкивается с массовым демпингом на свой товар, а интернет-магазины указывают пальцем друг на друга. Независимо от того, кто первый начал, происходит нарушение стратегии продаж и обесценивание репутации   бренда.

Поэтому, чтобы не допустить подобной ситуации, необходимо регулярно проводить автоматический мониторинг цен интернет-магазинов и при первых же нарушениях применять антидемпинговые меры.

Факторов, побуждающих нарушать ценовую политику поставщиков, может быть несколько.

  1. Быстрый старт для магазина-новичка выйти в интернет.

Например, новый интернет-магазин устанавливает минимальные цены на товар и запускает рекламу. Если игроки-старожилы на этом рынке придерживаются рекомендованных цен, он соблазнит покупателя дешевизной. Вторая цель, которую может преследовать новичок, — привлечь внимание поставщиков, товар которых он рекламирует у себя на сайте, и наладить с ними сотрудничество.

  1. Получить маркетинговые бонусы

Для стимуляции продаж каждый поставщик или дистрибьютор для своих дилеров устанавливает скидки или специальные предложения.

а) дополнительные скидки оптовикам;

б) специальные цены или бонусная система для дилеров, которые выполняют план по ежемесячному обороту;

в) при заказе на определенную сумму товар доставляют на склад интернет-магазина бесплатно;

г) при закупке большой партии товара одной или нескольких моделей предоставляется разовая скидка;

д) акции, распродажи

и другие выгодные предложения, которые подталкивают интернет-ритейлеров, имеющих свои склады, набирать товара «еще и побольше». Спрос на него со временем падает и продавцы начинают сбрасывать эту продукцию по минимальным ценам.

 

  1. «Переключить» внимание покупателя с одного бренда на другой.

Интернет-магазин рекламирует на своем сайте товар известного бренда по заниженной цене, но, при заказе этого товара покупателю предлагают другой, мотивируя тем, что данной продукции сейчас нет на складе. Магазины-переключатели размещают отсутствующий у них товар и на прайс-агрегаторах. Такая схема наносит коммерческий и репутационный урон бренду, с которого переключают.

Этот сценарий могут использовать как ритейлеры-новички, так и те интернет-магазины, которых отключают от поставок продукции. С первыми можно договориться на взаимовыгодных условиях, а от других нарушителей необходимо требовать снятия вашей торговой марки со страниц их сайтов. Обнаружить «переключателей» можно с помощью контрольной закупки.

  1. Вендоры не понимают особенности работы интернет-магазинов.

Обновление прайсов происходит с опозданием не всегда по вине интернет-магазина. Поставщики могут разослать прайс сразу сотне продавцов. В свою очередь, каждый интернет-магазин с обширным ассортиментом получает прайсы от многих поставщиков, которые категорийные менеджеры не успевают обработать за день, если не налажена система автоматического обновления. То есть причиной демпинга могут стать организационные и технические проблемы:

а) несвоевременное уведомление интернет-магазинов об обновлении прайсов;

б) прайс в формате, неудобном для загрузки на сайт;

в) цены привязаны к валюте, а курсы поставщиков и интернет-магазина разные.

Таким образом частично побороть демпинг в интернет-магазинах можно высокой степенью организации доставки и автоматизации обновлений прайсов.

  1. Увеличение продаж в выходные дни, вечернее и ночное время.

По статистике наибольший процент демпинга в интернет-магазинах приходится именно на то время, когда цены никто не контролирует. Но к утру рабочего дня все цены будут приведены к РРЦ. Таким образом одни ритейлеры активно продают, а у других – продажи замирают. Контролировать ситуацию в любое время можно только с помощью круглосуточного мониторинга цен и фиксации нарушений.

(О видах демпинга в интернет-магазинах читайте в нашей статье «Демпинг в интернет и реалии борьбы с ним»)

 

В заключение.

Решить проблему демпинга в интернет-магазинах можно только путем автоматизации всех процессов, системного мониторинга цен, регулярного анализа информации и своевременной реакции на нарушения. Вы можете попробовать сделать это своими силами. Но, если ваш бренд представлен не в одной сотне интернет-магазинов, а ресурсов для решения этой задачи не хватает, вы можете потерять контроль над ценами в интернет-ритейле, который будет сложно потом восстановить. Рынок e-Commerce развивается очень быстро и в борьбе с демпингом главное не упустить время на настройку и запуск всех процессов.

Обратившись к специалистам Price Control, уже через две недели Вы ежедневно будете получать достоверные аналитические отчеты мониторинга цен интернет-магазинов с отражением всех нарушений, а менеджеры отдела контроля начнут вести работу с демпингерами.

Хотите узнать подробнее или получить консультацию? Свяжитесь с нами!

Факторы появления демпинга в интернет-ритейле

+38 (044) 331-71-07
+38 (068) 226-49-27
sales@pricecontrol.com.ua
info@pricecontrol.com.ua